Как написать игру для ZX Spectrum на ассемблере

       

МАШИННЫЕ КОДЫ И АССЕМБЛЕР



МАШИННЫЕ КОДЫ И АССЕМБЛЕР

Вы уже, вероятно, имеете некоторое представление о том, что такое машинные коды, а если нет, то мы сейчас постараемся объяснить это, хотя бы немного, что называется, «на пальцах», не вдаваясь в теорию проектирования компьютерной техники.

Нетрудно догадаться, что микропроцессор, будучи куском железа, пусть даже довольно интеллектуального, но все же железа, не способен понимать слова человеческого языка, а тем более- складывать отдельные слова в осмысленные фразы. Как и всякая порядочная электронная машина, он может воспринимать только электрические заряды. Но в отличие от пылесоса микропроцессор принимает заряды одновременно с восьми контактов (строго говоря, микропроцессор обрабатывает гораздо больше сигналов, но сейчас нас интересуют только восемь из них) и в зависимости от поступившего сигнала выполняет то или иное действие.

У каждого из этих восьми контактов может быть лишь два состояния - есть заряд или нет заряда. Поэтому его наличие можно представить как 1, а отсутствие - как 0. Последовательности из единиц и нулей дают числа в двоичном представлении, но их несложно перевести в привычный десятичный формат. Напомним, как это делается на примере числа 00111100. Самый младший разряд (то есть, крайнюю правую цифру) умножаем на 1, второй разряд - на 2, третий - на 4, следующий - на 8 и так далее. Иными словами, значение каждого разряда умножается на 2 в степени n, где n - номер разряда, который может изменяться от 0 до 7 (то есть, говоря научно, 2 - это основание системы счисления). Если вам не очень понятно такое определение, воспользуйтесь простой формулой для перевода нашего двоичного числа в десятичное:

00111100=0ґ128+0ґ64+1ґ32+1ґ16+1ґ8+1ґ4+0ґ2+0ґ1=60

Точно так же можно перевести в десятичное и любое другое число, представленное в двоичном формате. Попутно напомним, что разряды двоичных чисел в информатике принято называть битами, а последовательности из 8 битов составляют байты.


Теперь вы вправе спросить, а что же будет, если микропроцессору дать такую команду? В ответ мы напишем похожую строку на хорошо известном вам Бейсике:

LET A=A+1

то есть содержимое переменной A увеличивается на единицу. И если последнюю запись понять не так уж трудно, то на свете найдется не так уж много людей, способных не только воспринимать, но и писать достаточно сложные программы, оперируя голыми числами, да еще двоичными. Простой и логичный выход из создавшегося затруднения - заменить все коды машинного языка человеческими словами или, хотя бы сокращениями, поставив каждой команде микропроцессора в соответствие единственное обозначение. Именно такой язык и был назван ассемблером. Он стоит всего лишь на одну ступеньку выше машинных кодов, однако общаться с компьютером на таком языке несравненно проще, чем на языке цифр. Приведенная выше комбинация единиц и нулей 00111100 на ассемблере будет выглядеть так:

INC A

где INC - сокращение от английского слова increase (увеличиваться). Сразу же скажем, что сокращенные имена команд микропроцессора называют мнемониками. Запомните это слово хорошенько, так как оно не раз встретится в нашей книге.


Содержание раздела